В.С. Черномырдин.
Окончив в 1957г Орское техническое училище № 1, В. Черномырдин начал свою трудовую деятельность на Орском нефтеперерабатывающем заводе имени В. П. Чкалова в качестве слесаря, машиниста компрессоров и насосов. Отслужив срочную службу аэродромным техником ВВС в 1957-1960гг в городе Спасск-Дальний Приморского края, вернулся на тот же завод, где работал машинистом и оператором, а затем и начальником технологической установки.
Окончил Куйбышевский политехнический институт в 1996г, получив диплом инженера-технолога.
1967-1973гг - работал в Орском городском комитете КПСС инструктором, заместителем заведующего, заведующим отделом.
1968-1972гг - учился в Всесоюзном заочном политехническом институте, по окончании которого получил диплом инженера-экономиста.
1973-1978гг - возглавлял Оренбургский газоперерабатывающий завод, затем работал в Москве инструктором отдела тяжёлой промышленности ЦК КПСС.
В 1981г защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме «Исследование и разработка технологии процесса очистки природного газа от органических соединений серы».
С 1982г - заместитель министра газовой промышленности СССР.
В 1983г назначен заместителем министра, начальником Всесоюзного промышленного объединения «Тюменгазпром».
1985-1989 - министр газовой промышленности СССР.
В 1980-х годах состоялось знакомство Черномырдина с Б. Ельциным, в то время первым секретарём Свердловского обкома КПСС.
Избирался депутатом ВС СССР (1984—1989) и депутатом ВС РСФСР (1985—1990). Член ЦК КПСС (1986—1990).
1989-1992гг - председатель Правления Государственного газового концерна «Газпром».
30 мая 1992г назначен заместителем председателя Правительства РФ по топливно-энергетическому комплексу.
14 декабря 1992г назначен председателем Совета министров РФ.
В мае 1995г был избран председателем Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом — Россия».
10 августа 1996г вновь назначен главой правительства.
В июне 1995г после террористического акта в Будённовске (Ставропольский край) В. Черномырдин вёл переговоры по телефону с Ш. Басаевым, отряд которого захватил городскую больницу и взял в заложники около двух тысяч человек.
23 марта 1998г Б. Ельцин своим Указом отправил в отставку Правительство и возложил исполнение обязанностей председателя на С. Кириенко.
1995-2000гг - лидер движения «Наш дом — Россия».
1999-2000гг - председатель Совета директоров ОАО «Газпром».
С 21 мая 2001г по 11 июня 2009г В. Черномырдин занимал должность чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации на Украине, специального представителя президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной.
11 июня 2009г президент РФ Д. Медведев назначил В. Черномырдина советником президента РФ, одновременно возложив на него обязанности специального представителя президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств.
Виктор Степанович Черномырдин скончался 3 ноября 2010г в Москве на 73-м году жизни.
А.Б. Чубайс.
В 1977г окончил Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти (ЛИЭИ) по специальности «экономика и организация машиностроительного производства».
В 1983г защитил кандидатскую диссертацию по экономике на тему: «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях».
В 2002г окончил факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов Московского энергетического института по направлению «Проблемы современной энергетики». Итоговая работа на тему: «Перспективы развития гидроэнергетики России».
1977-1982гг - инженер, ассистент, доцент Ленинградского инженерно-экономического института им. Пальмиро Тольятти.
В 1980 году вступил в КПСС. В 1987г участвовал в основании ленинградского клуба «Перестройка». В середине 1980-х годов - лидер неформального кружка демократически настроенных экономистов Ленинграда, созданного группой выпускников экономических ВУЗов города.
В 1990г заместитель, затем первый заместитель председателя исполкома Ленсовета, главный экономический советник мэра Ленинграда А. Собчака. В марте 1990г Чубайс с группой сторонников предложил М. Горбачёву проект рыночных преобразований, предусматривавший вариант насильственного ограничения политических и гражданских свобод (свобода слова, права на забастовки и др.).
С 10 ноября 1991г - председатель Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, министр РСФСР. Под руководством Чубайса разработана программа приватизации и осуществлена её техническая подготовка. Дополнительно к закону «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 1991г при участии и. о. премьер-министра Гайдара и Чубайса в 1992г был издан указ Президента РФ Б. Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», что привело к созданию госпрограммы приватизации и дало начало реформе. 31 июля 1992г Чубайс приказом № 141 создал «Отдел технической помощи и экспертизы», в котором работали американские экономисты-советники. Позднее, в ноябре 2004г в интервью «The Financial Times» Чубайс сказал, что приватизация в России была проведена исключительно с целью борьбы за власть против «коммунистических руководителей»: «Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни». Чубайс также считает правильным проведение залоговых аукционов, когда, как пишет газета, «самые ценные и крупные российские активы были переданы группе магнатов в обмен на займы и поддержку тяжело больного тогда Ельцина на выборах 1996г». По мнению Чубайса, передача олигархам контроля над предприятиями с сотнями тысяч рабочих помогла им приобрести административный ресурс, который предотвратил победу оппозиционной компартии на президентских выборах 1996г: «Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году». Широко известно обещание Чубайса в 1992г, что впоследствии один ваучер будет равен по стоимости двум автомобилям. В России в 1991-1997гг было приватизировано около 130 тыс. предприятий, благодаря ваучерной системе и залоговым аукционам значительная часть крупных государственных активов оказалась в руках узкой группы лиц («олигархов»). Чубайса впоследствии называли основателем олигархического капитализма в России.
23 декабря 1992г Чубайс был назначен заместителем председателя Совета Министров РФ - председателем Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.
В июне 1993г Чубайс принимал участие в создании предвыборного блока «Выбор России». В декабре 1993г избран депутатом Государственный Думы от избирательного объединения «Выбор России».
В 1994г Анатолий Чубайс стал основателем партии Демократический выбор России (ДВР) на основе блока «Выбор России» (ВР).
20 января 1994г назначен заместителем председателя правительства Российской Федерации сохранив за собой пост председателя Госкомимущества.
С 5 ноября 1994г по 16 января 1996 года - первый заместитель председателя правительства РФ по вопросам экономической и финансовой политики, руководитель Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
1995-1997 - член Совета по внешней политике при Президенте РФ. С апреля 1995г по февраль 1996г - управляющий от России в международных финансовых организациях.
В январе 1996г отправлен Б. Ельциным в отставку с поста вице-премьера после поражения проправительственной партии «Наш дом - Россия» на выборах в Государственную думу II созыва. Ельцин при этом сказал: «Что партия набрала 10 % голосов - это Чубайс! Если бы не Чубайс, было бы 20 %!». В Указе Президента от 16 января 1996г была отмечена низкая требовательность Чубайса к подведомственным федеральным структурам, а также невыполнение ряда поручений Президента РФ.
Вскоре после отставки с поста вице-премьера Чубайс возглавил избирательный штаб Ельцина.
В феврале 1996г создал «Фонд Гражданское Общество», на основе которого начала работу аналитическая группа предвыборного штаба Б. Ельцина. В результате работы группы рейтинг Ельцина стал расти и в итоге во втором туре президентских выборов 3 июля 1996г он набрал 53,82 % голосов.
В июне 1996г создал Фонд «Центр защиты частной собственности».
15 июля 1996г назначен руководителем Администрации Президента РФ. Вместе со своими сторонниками добился снятия А. Лебедя с должности секретаря Совета безопасности (через два месяца после назначения, происшедшего перед вторым туром выборов президента).
7 марта 1997г назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ, а с 17 марта, одновременно министром финансов РФ. В 1997г пять ведущих реформаторов из Правительства и администрации Президента получили авансом по 90 тыс. долларов каждый от издательской фирмы за ещё не написанную книгу «История российской приватизации». История получила огласку как «писательское дело». В число авторов этой книги входил А. Чубайс, занимавший в то время должности первого заместителя председателя Правительства и министра финансов. В связи с обвинениями Президент Б. Ельцин снял его с поста министра финансов, однако, должность первого заместителя председателя Правительства была за ним сохранена.
В апреле 1997г назначен управляющим от РФ в Международном банке реконструкции и развития (МБРР) и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций.
23 марта 1998г - вместе со всем кабинетом Черномырдина отправлен в отставку и освобождён от должности первого заместителя председателя правительства России.
1998-2008 - глава РАО «ЕЭС России». 4 апреля 1998г на внеочередном собрании акционеров РАО «ЕЭС России» избран в состав Совета директоров компании. 30 апреля 1998г назначен председателем правления РАО «ЕЭС России». Член совета директоров РАО ЕЭС Б. Фёдоров заявил в 2000г, что реструктуризация РАО проводится в интересах менеджмента компании, а также аффилированных олигархических и политических структур, назвав Чубайса «самым плохим менеджером России, который пытается за счёт государства и акционеров стать крупным олигархом». В результате реформ Чубайса 1 июля 2008г РАО ЕЭС было ликвидировано, единый энергетический комплекс был раздроблен на множество компаний, занимающихся генерацией, обслуживанием электросетей, сбытом энергии.
3 октября 2009г комиссия Ростехнадзора, расследующая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала А. Чубайса в числе шести высокопоставленных руководителей энергоотрасли России, причастных «к созданию условий, способствующих возникновению аварии». Сам Анатолий Чубайс не стал отрицать долю своей вины в аварии.
22 сентября 2008г президент России Д. Медведев подписал указ о назначении Чубайса генеральным директором государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».
С 2010г - член Совета Фонда «Сколково».
В декабре 2010г распоряжением премьер-министра Путина госкорпорация «Роснано» была преобразована в ОАО «Роснано» (зарегистрировано в марте 2011г).
В апреле 2013г аудитор Счётной Палаты РФ С. Агапцов заявил, что при проверке «Роснано» был выявлен большой объём нарушений. Только похороненная программа по разработке отечественных планшетных устройств принесла убытки в размере 22 миллиардов рублей. При этом средняя зарплата менеджеров «Роснано» составляла около 400 000 рублей. Газета «Ведомости» пишет о сознательных мошеннических действиях руководства «Роснано» по уводу денег.
А. Чубайс - один из самых непопулярных государственных деятелей России. Ключевой является его фраза: «Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом». Оставим на совести Чубайса определение «бандитский коммунизм», а вот его выбор «бандитского капитализма» ставит знак равенства между свободой и воровством. И это есть главный принцип российского либерализма: хочешь быть свободным – принимай в нагрузку воровство, либо сам становись заслуженным вором России. А что же делать тем, кому совесть не позволяет быть вором? Он может жить в России только со званием заслуженный дурачок России?
А.Н. Шохин.
1974г - окончил МГУ. Доктор экономических наук, профессор.
1974-1979гг - младший научный сотрудник Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР.
1979-1982гг - старший научный сотрудник, заведующий сектором НИИ труда Госкомтруда СССР.
1982-1986гг - заведующий лабораторией ЦЭМИ АН СССР.
1986-1987гг - заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования АН СССР.
С 1987гг - советник Министра иностранных дел СССР, затем - начальник Управления международных экономических связей МИД СССР.
С мая по август 1991г - директор Института проблем занятости АН СССР и Госкомтруда СССР.
С 26 августа 1991г по 10 ноября 1991г - Министр труда РСФСР.
С 6 ноября 1991г - заместитель Председателя Правительства РСФСР по вопросам социальной политики.
С 10 ноября 1991г по 14 июня 1992г - Министр труда и занятости населения РСФСР/РФ.
С 23 декабря 1992г - заместитель Председателя Совета Министров — Правительства РФ.
С 25 декабря 1993г по 20 января 1994г - заместитель Председателя Правительства РФ.
1993-1994гг - председатель Российского агентства международного сотрудничества и развития.
С декабря 1993г - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член фракции ПРЕС.
С 20 января 1994г по 6 ноября 1994г - Министр экономики РФ.
С 23 марта 1994г по 6 ноября 1994гг - Заместитель Председателя Правительства РФ.
В 1995г принял активное участие в создании ВОПД «Наш дом — Россия», был заместителем председателя Политсовета НДР.
С декабря 1995г - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва.
С 1995г по настоящее время - Президент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
В 1996-1997гг - первый заместитель Председателя Государственной Думы.
С сентября 1997г по декабрь 1998г - председатель фракции «Наш дом — Россия».
С декабря 1999г - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва. Член группы «Народный депутат», председатель Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, член Комиссии по проблемам реструктуризации, несостоятельности (банкротства) и ликвидации кредитных организаций, член Комиссии по государственному долгу и зарубежным активам РФ, председатель Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экономической безопасности, руководитель парламентской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы и заместитель председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы от России.
В октябре 2002 года досрочно сложил полномочия депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
2002-2005гг - председатель Наблюдательного совета инвестиционной группы «Ренессанс Капитал».
С февраля 2003г - председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
С 2004г - член партии «Единая Россия».
С 2004г - вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель Общероссийского объединения работодателей «Координационный Совет объединений работодателей России».
С 30 сентября 2005г - президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
С 2011г - член попечительского совета Российского совета по международным делам.
С 30 мая 2008г избран в состав совета директоров ТГК-10 (Территориальная генерирующая компания).
С 2008г является членом советов директоров ОАО «РЖД» и пивоваренной компании «Балтика».
Г.А. Явлинский.
В 1973г с отличием окончил Московский институт народного хозяйства имени Плеханова. Аспирантуру окончил в 1976г.
После окончания аспирантуры Явлинский попал во Всесоюзный научно-исследовательский институт управления при Министерстве угольной промышленности СССР (ВНИИУуголь).
В 1978г защитил кандидатскую диссертацию по теме «Совершенствование разделения труда рабочих химической промышленности».
Явлинский работал в институтском комитете комсомола, где и получил рекомендацию в КПСС.
В 1980г Явлинского перевели на работу в Научно-исследовательский институт труда Госкомитета по труду и социальным вопросам на пост заведующего сектором тяжёлой промышленности.
С 1984г Явлинский стал заместителем начальника сводного отдела, затем начальником управления социального развития и народонаселения Госкомитета по труду и социальным вопросам.
В 1989 году после первого Съезда народных депутатов СССР несколько депутатов вошли в состав органов власти. Среди них был преподаватель Явлинского по Плехановскому институту (и противник резких преобразований) профессор Л. Абалкин. Он стал заместителем председателя совета министров СССР летом 1989 года. Абалкин позвал Г. Явлинского на работу в Совет министров. Так Явлинский стал заведующим Сводным экономическим отделом Совета Министров СССР.
14 июля 1990г Верховный Совет РСФСР утвердил Явлинского заместителем председателя Совета Министров РСФСР, председателем государственной комиссии по экономической реформе.
Совместно с М. Задорновым и А. Михайловым работали над проектом реформирования экономики СССР «400 дней доверия». Позднее эта программа под названием «500 дней» была предложена Б. Ельцину, в то время Председателю Верховного Совета РСФСР, как программа реформирования экономики России.
План Явлинского-Задорнова предусматривал резкое усиление малого предпринимательства через введение права частной собственности вместо права собственности общественной. Приватизацию экономисты предлагали начать с «наименее концентрированных и монополизированных отраслей экономики», среди которых в плане были обозначены мелкая и средняя розничная торговля, сектор общественного питания и сектор строительных подрядов. Государственные предприятия должны были продать на рынке свои акции с поступлением доходов от продажи в казну государства. Предлагалось ввести режим льготного налогообложения для частных предприятий. Составители плана предлагали прекратить финансирование убыточных предприятий сельского хозяйства государством. Неэффективные государственные предприятия должны были быть расформированы или проведены через процедуру банкротства. Экономисты также предлагали государству привлекать обширные кредиты на внешнем рынке, а также отправлять на Запад специалистов для обучения новым экономическим реалиям. Составители плана не исключали возможности прямого импорта специалистов из-за рубежа. Для обеспечения прожиточного минимума вводился Минимальный Потребительский Бюджет, который должен был отовариваться по карточкам.
План вызвал широкий резонанс среди представителей высших кругов РСФСР и СССР. После обсуждения второй версии плана («500 дней») между руководством РСФСР и СССР была достигнута договорённость о разработке совместных мер по проведению экономических реформ в СССР на основе программы «500 дней». Для разработки программы реформирования по инициативе и совместным решением М. Горбачёва и Б. Ельцина была создана рабочая группа, которой руководят академик С. Шаталин и Г. Явлинский.
Одновременно по поручению председателя Совета Министров СССР Н. Рыжкова разрабатывался альтернативный проект — «Основные направления развития». Рыжков заявил, что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В качестве компромисса М. Горбачёв предложил объединить две программы в единую программу Президента СССР. В ответ на это решение 17 октября 1990г Г. Явлинский подаёт в отставку и вместе со своей командой, также ушедшей из правительства, создаёт и возглавляет исследовательский институт Центр экономических и политических исследований «ЭПИцентр».
«ЭПИцентр» совместно с учёными Гарвардского университета США при политической поддержке президента СССР М. Горбачёва разрабатывают программу интеграции советской экономики в мировую экономическую систему — «Согласие на шанс». Программа развивала положения программы «500 дней» и ставила целью сохранение реформированного Советского союза в новых условиях. Явлинский с коллегами считали, что союз можно сохранить за счет проведения предельно жесткой экономической политики (в том числе, за счет введения карточной системы). Программа подверглась критике, как со стороны радикальных коммунистов, так и со стороны представителей либерального лагеря и принята не была.
С октября по декабрь 1991г Явлинский входит в Политический консультативный комитет при Президенте СССР. Михаил Горбачёв поручил Явлинскому работу над вопросами макроэкономики. Возглавляемая им рабочая группа подготавливает «Договор об экономическом сотрудничестве между республиками СССР», о возможности подписания которого говорили лидеры независимых государств. Целью договора было сохранение единого экономического пространства и рынка СССР вне зависимости от того, какую политическую форму примут отношения между республиками. Договор был парафирован 18 октября 1991г в Алма-Ате представителями 10 республик, однако Б. Ельцин выступил против нового надсоюзного образования, рассчитывая, что в одиночку Россия сможет быстрее перейти к рынку.
В декабре 1991г, после заключения Беловежских соглашений, Явлинский вместе со своей командой покинул правительство в знак несогласия с действиями Ельцина, разрушавшими не только политические, но и экономические связи с бывшими советскими республиками, что подрывало возможности реформы экономики России. Комитет по разработке и проведению экономической реформы прекратил своё существование.
Весной 1992 года Григорий Явлинский на базе «ЭПИцентра» начинает разработку программы реформ, которая могла бы стать альтернативой для преобразований, которые проводились правительством Е. Гайдара. Специалисты «ЭПИцентра» во главе с Явлинским разрабатывают новую программу («Диагноз»), которая могла бы позволить стране выйти из кризиса с меньшими потерями, нежели правительственная программа приватизации. В рамках новой программы, Явлинский выступил против применения ваучерной схемы приватизации крупных активов. Одной из главных задач правительства Явлинский считал не обеспечение создание рынка ваучеров, а создание условий для скорейшего формирования свободного рынка собственности.
Летом 1992г Г. Явлинский разрабатывает программу проведения рыночных преобразований в Нижегородской области («Нижегородский пролог») по заказу губернатора Б. Немцова.
В 1992г Г. Явлинский начинает политическую карьеру. Он критикует нововведения правительства, указывая на несбалансированность и нестабильности либерализации, которая не дала реальных результатов а лишь привела к обнищанию населения.
Осенью 1993г на фоне роста рейтингов после провала путча Г. Явлинский решил создать избирательный блок, который смог бы бороться за места в Государственной думе. После длительных переговоров сооснователями партии стали бывший главный государственный инспектор России Ю. Болдырев (вышел из «Яблока» из-за разногласий в 1995г) и ученый и дипломат, бывший посол России в США В. Лукин (вышел из «Яблока» в 2004г, заняв государственную должность).
В Государственной думе первого созыва фракция «Яблоко» во главе с Явлинским занимала социал-либеральные позиции. В большинстве случаев фракция не поддерживала во многом популистские предложения ЛДПР и КПРФ. Члены фракции, в том числе, сам Г. Явлинский и М. Задорнов, активно критиковали начинания правительства в финансовой сфере. В период работы первого созыва Государственной думы обостряется полемика между Г. Явлинским и А. Чубайсом. Войти в правительство поодиночке представители партии отказывались.
Григорий Явлинский выступил жестким противником войны в Чечне.
17 декабря 1995 года в России прошли выборы в Государственную думу второго созыва. «Яблоко» заняло на них четвёртое место. Фракция блока в Госдуме увеличилась до 45 мест.
На президентских выборах 1996г Явлинский выступил неудачно, прежде всего, потому что не сумел найти союзников.
Осенью 1997г Явлинский объявил о намерении выдвинуть свою кандидатуру на пост президента России на выборах 2000г, а фракцию «Яблока» в Государственной думе оставил один из главных игроков экономического блока – М. Задорнов. Он стал руководителем министерства финансов России без согласия «Яблока» и в связи с этим был исключён из партии.
После того, как в 1998г правительство РФ возглавил С. Кириенко, фракция «Яблоко» в Госдуме продолжила резкую критику правительства.
В августе 1998г в России произошёл обвал пирамиды ГКО. Курс рубля рухнул. В условиях кризиса президент Ельцин отправил в отставку правительство Кириенко. 7 сентября 1998г на заседании Думы Явлинский предложил на пост премьера кандидатуру Е. Примакова. Явлинский и «Яблоко» поддержали эту кандидатуру во время голосования 11 сентября в Госдуме, однако никто из представителей фракции в правительство Примакова не попал. При этом в Думе фракция находилась в оппозиции к коммунистам и голосовала против их инициатив. «Яблоко» также продолжило критику финансовых законопроектов правительства.
По итогам выборов в Госдуму 1999г «Яблоко» заняло шестое место и получила 16 мест в парламенте.
В 2000 году в России вновь началась предвыборная кампания. Григорий Явлинский начал её под лозунгами развития экономики и критики действующего режима (Путина). Явлинский отказался от сотрудничества с Путиным с самого начала кампании. «Я не намерен бороться за „хорошего Путина“. Я намерен бороться с Путиным за пост президента России», — заявил Явлинский. На этих выборах Явлинский занял третье место (5,8 % голосов).
23 октября 2002 года группа террористов захватила Театральный центр на Дубровке, захватив находившихся там людей в заложники. Утром следующего дня, 24 октября, террористы потребовали обязательного участия в переговорах журналистки А. Политковской, политиков И. Хакамады и Г. Явлинского. В 23.05 Явлинский зашёл в Театральный центр, где вел переговоры в течение 50 минут. Ему удалось вывести с собой из здания 8 детей. После штурма Театрального центра, 29 октября, президент России В. Путин лично поблагодарил Г. Явлинского, отметив при этом: «Вы один из тех, кто принимал участие в этой работе, сыграли в ней весьма положительную роль и, в отличие от многих других, не делаете себе из этого личного пиара. За это вам особая благодарность».
26 апреля 2002г Минюстом была зарегистрирована Российская демократическая партия «Яблоко». Председателем был избран Григорий Явлинский. С 2006г, после присоединения «Зелёной России» и «Солдатских матерей» название изменили на "Российская объединённая демократическая партия «Яблоко».
В декабре 2003г партия «Яблоко» под руководством Явлинского в четвёртый раз участвовала в выборах в Госдуму. Партия не преодолела пятипроцентный барьер и, таким образом, не прошла в федеральный парламент.
В марте 2004 года Явлинский по решению партии «Яблоко» отказался от участия в выборах Президента России.
С 2005 года — профессор Высшей школы экономики. В феврале того же года Явлинский защитил в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) диссертацию на соискание научной степени доктора экономических наук. Тема диссертации: «Социально-экономическая система России и проблема её модернизации».
На парламентских выборах 2007 года Явлинский, вместе с коллегой по «Яблоку» С. Иваненко и правозащитником С. Ковалёвым, вошел в первую тройку списка партии.
21 июня 2008г, на XV съезде «Яблока», Григорий Явлинский отказался выдвигать свою кандидатуру на пост председателя партии, публично поддержав выдвижение С. Митрохина на этот пост (в итоге он стал новым председателем «Яблока»).
В ночь с 10 на 11 сентября 2011г на XVI съезде «Яблока» было решено, что избирательный список партии на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011г возглавит Г. Явлинский. Партия не преодолела пятипроцентный барьер и мест в парламенте не получила. Тем не менее, набрала больше, чем на предыдущих выборах, получив 3,43 %, что гарантировало партии государственное финансирование. «Яблоку» также удалось провести своих депутатов в трёх регионах, в том числе, в Законодательное собрание Санкт-Петербурга: здесь партия получила 12,5 % голосов и 6 мандатов. Явлинский, также возглавлявший партийный список на этих выборах, согласился возглавить фракцию «Яблоко» в Петербурге. Он получил депутатский мандат 14 декабря 2011г.
14 февраля 2012 года Г. Явлинский представил план действий по работе в Законодательном собрании:
- Принять «Антикоррупционный кодекс».
- Усилить контроль над полицией, оборудовать полицейские машины и участки видеокамерами.
- Расширить полномочия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга и назначать её главой только представителя оппозиционной партии.
- Ввести обязательное декларирование чиновниками своих расходов.
- Ввести практику «провокации взятки».
13 декабря 2014г на заседании федерального совета партии «Яблоко» Г. Явлинский высказался за безусловное возвращение Украине Крыма, отметив «чтобы эта проблема не преследовала Россию всю жизнь», и «Нужно сказать: да, Крым не наш». Политик предложил провести «законный и легитимный референдум (либо локальные референдумы с перспективой кантонизации Крыма)», по украинскому законодательству и международно-правовым нормам, «согласованному с Киевом, органами власти Крыма, Москвой, ЕС, ОБСЕ и ООН». Такой референдум под строжайшим международным контролем, по мнению Явлинского, должен содержать три вопроса: хотят ли люди жить в составе Украины, независимого крымского государства или России.
В течение последних 15 лет Явлинский проходит регулярный курс лечения из-за обостряющихся проблем со здоровьем, прежде всего с сердцем.
Как экономический деятель не довёл ни одного серьёзного проекта до конца. Как мне кажется, основная причина – неспособность договариваться. Как политический деятель – типичный либерал: в основе деятельности – оппозиция к любой власти. И то, и другое – прекрасно сочетается.
|