Пятница, 11.07.2025
Электронный музыкальный аккомпанимент
Меню сайта
Категории раздела
Об экономике [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Об устройстве жизни » Об экономике

08 Что делать

Всегда есть главная задача, которую нужно решать при проблемах в экономике, это – принципы управления экономики. Люди, которые навязывают России либеральную экономику с минимальным вмешательством государства, либо жулики, либо не понимают, что они живут не в 18 веке, а в 21 веке, либо просто глупы. Первоочерёдные задачи перестройки экономики на рельсы нового экономического уклада вытекают из того негатива, который тормозит нынешнюю экономику (если мы хотим обойтись без революций): непригодная для развития финансовая система и слабый контроль со стороны государства, в центре которого стоит распустившийся за 25 лет чиновник. Учитывая, что перевоспитать чиновника не получится, основной упор нужно сделать на отстранение его от денежных операций с использованием компьютерных и информационных технологий. Опыт такой перестройки накапливается в налоговой службе, поэтому сейчас уже не получится отмахнуться от этого как от фантазии.

Система управления экономикой (ЭСУ) должна состоять из двух подсистем: подсистема ГПК государственного планирования и контроля и подсистема ЭФС - электронная финансовая система.

1. План и контроль.

ГПК это – компьютерная система, сведения в которую поставляют все объекты экономики, так же как это делается сейчас для налоговой службы. План это – сетевой график, в котором представлены сроки выполнения работ, объём производимых работ, стоимость проводимых работ, ответственные за выполнение работ. В сетевой график заносятся нормы прибыли для каждого вида деятельности.

- Такой подход уравнивает в правах государственные и частные предприятия.

- Данные по созданию и ведению сетевых графиков со стороны предприятий носят уведомительный характер. Предприятие несёт ответственность за достоверность данных.

- Социально значимые планы должны быть открыты для населения через интернет.

- Нормы прибыли должны учитывать специфику, новизну, значимость для экономики и населения проводимых работ.

- План предназначен, прежде всего, для контроля за деятельностью предприятий. При государственном заказе цель и характеристики выполняемых работ задаются государством, в остальных случаях это прерогатива руководства предприятия.

- Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает и передаёт в ГПК сетевые графики производства работ, а также корректировки его в случае необходимости.

Развитие экономики должно планировать государство, и начинать разработку сетевого графика для развития экономики можно в любое время, создав Госплан – орган управления и контроля экономики при Правительстве РФ.

2. Электронная финансовая система.

Предпосылки.

1. Структура нашей внешней торговли не позволяет использовать одну и ту же валюту на внутреннем и внешнем рынке. Сырьё, которое мы продаём на внешнем рынке, продаётся за доллары. Товары, которые мы покупаем на внешнем рынке, покупаются за доллары. Поскольку цены на сырьевые товары на внешнем рынке меняются в больших пределах, то и доходы от внешней торговли, меняются в больших пределах. Это обстоятельство, если не принимать меры, приводит к сильному колебанию цен на внутреннем рынке. Если принимать меры, которые сейчас применяются, то это приводит к эффекту «цены на бигмак», т.е. к разной реальной стоимости рубля на внешнем и внутреннем рынке. Поскольку реальная стоимость рубля на внутреннем рынке выше, мы доплачиваем (и очень существенно) Западу за их товары. Поэтому рыночный баланс на внешнем и внутреннем рынке должен поддерживаться в разных валютах.

2. Большие банковские риски возникают, прежде всего, из-за разной стоимости рубля на внешнем и внутреннем рынке, и, как следствие, сильной волатильности курса рубля. Это приводит в конечном итоге к высоким банковским ставкам. Высокие банковские ставки сдерживают (вплоть до стагнации и рецессии) развитие экономики. У нас нет эффективных способов борьбы с финансовыми кризисами.

3. Спекулянты – бич нашей экономики.

4. Наша экономика спекулятивна и воровата.

5. Мы имеем неконтролируемый отток капитала на Запад.

Всё это может быть оздоровлено только с помощью средств финансового контроля, и эти средства должны быть электронными. Такая система называется электронной финансовой системой. В этой системе в качестве платёжного средства используются электронные деньги, и ничто не мешает внести разные правила их функционирования на внутреннем и внешнем рынке. Валютный курс между внутренними и внешними деньгами может легко регулироваться за счёт разных цен покупки и продажи. Поскольку за соблюдением законов будет следить компьютер, мы решим проблему коррупции, спекуляции и прочих видов воровства. По мере вымывания из экономики «халявных» денег значимость нормы на прибыль будет убывать.

3.Техническая реализация.

Структуры подсистем ГПК (Госплан) и ЭФС (Электронная финансовая система) схожи. Это – компьютерные сети. Подсистемы контактируют между собой, как информационные системы.

Подсистема ГПК.

Подсистема ГПК разрабатывалась в СССР и называлась ОГАС. Первым, кто поставил перед высшим руководством Советского Союза и научной общественностью вопрос о необходимости управления экономикой СССР в масштабах всей страны на основе повсеместного применения электронных вычислительных машин (ЭВМ) был инженер-полковник А. Китов. Предложение о перестройке управления экономикой СССР путём создания общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством страны содержалось в письме Китова главе СССР Н. Хрущёву, которое он послал в ЦК КПСС 7 января 1959г. Одной из ключевых для будущей ОГАС стала опубликованная Китовым в 1961г, в преддверии ХХII съезда КПСС, статья по АСУ страны. Это была пионерская основополагающая работа о насущной необходимости перестройки в СССР технологии управления путём создания Общегосударственной автоматизированной системы управления национальной экономикой. В статье вся советская экономика интерпретировалась как «сложная кибернетическая система, которая включает огромное число взаимосвязанных контролируемых циклов». Китов предлагал оптимизировать функционирование этой системы, создавая большое количество распределённых по всей территории Советского Союза региональных вычислительных центров для того, чтобы собирать, обрабатывать и перераспределять экономические данные для эффективного планирования и управления. Как предлагал А. Китов — Объединение всех этих вычислительных центров в общенациональную сеть привело бы к созданию «Единой централизованной автоматизированной системы управления народным хозяйством страны». К сожалению, в первую очередь для страны и её народа, руководство Политбюро ЦК КПСС в первой половине 1960-го года этот проект отвергло, а сам Китов был исключён из КПСС, уволен с работы и, вообще, из Вооружённых Сил.

Погибнуть оригинальной идее А. Китова не дал директор Института кибернетики АН УССР академик В. Глушков (1923—1982). Он переосмыслил проект А. И. Китова и заручился в 1962 году поддержкой А. Косыгина (работавшего в то время заместителем Председателя СМ СССР) о целесообразности проекта автоматизации управления советской экономикой. В стране началась масштабная кампания по созданию АСУ в государственных ведомствах и на предприятиях, которая захватила сотни тысяч советских граждан и продолжалась вплоть до начала Перестройки.

    Разработка ОГАС не была завершена. На то было несколько причин.

1. Пик разработки системы и попыток её внедрения легли на годы, когда ещё не было нужной для решения поставленных задач вычислительной техники. Идея распределённой по большой территории системы сбора информации и обработки данных, соединённых между собой каналами обмена информации, была, конечно, совершенно правильной. Этот принцип сейчас прекрасно работает в настоящее время, прежде всего, это – Интернет. Но пик резкого увеличения производительности компьютеров начался как раз в период Перестройки. С тех пор производительность компьютеров, приведённая к занимаемому ими физическому объёму, выросла на 4-5 порядков (в десятки тысяч раз). Если бы эта система заработала к началу перестройки, то её производительность была бы близка к производительности одного современного персонального компьютера. Т.е. идея получить нужную производительность за счёт объединения компьютеров в сеть для решения данной конкретной задачи оказалась непродуктивной. Другой подход – повышение производительности за счёт разработки больших интегральных микросхем – оказался вне зоны внимания разработчиков. И, надо признаться, это имело самые негативные последствия для разработки отечественных персональных компьютеров, которые, начиная с микросхем, копировали американские разработки с отставанием на десяток лет, а потом и после Перестройки и вовсе были заброшены. Вывод: система ОГАС создавалась на основе вычислительных средств, на которой её сделать эффективной было невозможно.

2. У системы ОГАС были ярые противники. Вот что говорил по поводу Г. Попов:

«У меня к Институту экономики были свои счёты. Он — как я считал — не давал должного отпора наступлению Центрального экономико-математического института. А ЦЭМИ сначала вообще чуть ли не солидаризировался с моделью полной «АСУнизации» страны академика В. М. Глушкова (модель предполагала замену всего аппарата управления экономикой сетью автоматизированных центров — АСУ). Потом ЦЭМИ перешел к другой модели — СОФЭ, — где всё планирование и управление заменяла сложно взаимодействующая иерархия математических моделей. Я, как сторонник других взглядов на управление, считал СОФЭ и АСУ главными опасностями, чем-то вроде «электронного фашизма». И, естественно, негодовал на Институт экономики, который первым должен был бы со всем этим бороться.»

Конечно, за такие высказывания Г. Попов вполне заслуживает звания «либерального фашиста», но человек, который показал полную беспомощность как управленца на посту мэра Москвы, не заслуживает серьёзного к нему отношения, когда он рассуждает о недоступных его понимания методах управления экономикой. Нет ничего удивительного в том, что для либералов, пропагандирующих как современные экономические подходы XVIII века, понимание сложных компьютерных систем может взорвать мозг.

    Конечно, разработки ОГАС не могут быть так просто перенесены на многоукладную экономику, но, тем не менее, нельзя считать эту задачу как абсолютно новую в своей постановке. Конечно, ГПК – другая система. Главное в ГПК – контроль за функционированием предприятия и отслеживание взаимодействий предприятий с целью заблаговременного предотвращения кризисных явлений, а не планирование на уровне болтов и гаек.

Подсистема ЭФС.

В торговле накоплен некоторый опыт по функционированию электронных денег в виде платёжных карт. Так что и задачу ЭФС тоже нельзя считать абсолютно новой. Но есть и области для существенной модернизации.

Рассмотрим работу ЭФС на примере покупки физического лица в магазине. Какая процедура происходит сейчас?

- Мы вставляем платёжную карту в терминал.

- Терминал связывается с платёжной системой и идентифицирует карту.

- Покупатель набирает (или не набирает) пин-код.

- Терминал и платёжная система фиксируют результаты платежа.

- Магазин передаёт (или не передаёт) результаты платежа в банк.

1. Для опознавания карты используется электрический контакт карты с терминалом. Это не очень удобно и не очень надёжно. Лучше использовать бесконтактный способ. В некоторых странах используют отпечаток пальца и пин-код. В этом случае не надо носить с собой карту.

2. Для обслуживания карт используется платёжная система. В настоящее время платёжная система – иностранная, недостатки такой ситуации – понятны. Но в любом случае платёжная система – лишнее звено. Гораздо лучше, если обслуживание карт будет производить банк, т.е. с деньгами гражданина будет иметь только один объект. Сейчас слишком много желающих приложиться к кошельку гражданина. Каждый объект устанавливает свои правила, желая на этих правилах обдурить гражданина.

3. За банками присматривает ЦБ (Центробанк), который заодно снабжает их деньгами. Банк – лишнее звено в денежном общении гражданина с государством. Можно определить это и как навязанную услугу. Представьте себе, если бы у Вас был выбор для обслуживания Ваших денег между банком и ЦБ, кого бы Вы выбрали? Вам нужны лишние посредники, учитывая, что каждый посредник – спекулянт?

Альтернативный вариант покупки в магазине может быть таким.

- Мы прикладываем палец к терминалу. Терминал отсылает формализованные данные отпечатка пальца в ЦБ. ЦБ идентифицирует Ваш электронный кошелёк и запрашивает для надёжности пин-код.

- Покупатель набирает пин-код.

- Терминал и банк фиксируют результаты платежа.

Банки со своими отделениями могут выступать филиалами ЦБ, но и в этом случае все расчёты принадлежат ЦБ и правила - едины. Отсутствие посредников – отсутствие спекулянтов.

Чем проще, тем лучше. Отпечаток пальца – не единственный способ бесконтактного наведения моста с Вашим электронным кошельком.

Транзакции юридических лиц уже давно проводятся электронным образом. Но также как и физическим лицам, юридическим лицам выгоднее иметь дело с филиалами ЦБ. Только в этом случае (без посредников) можно рассчитывать на низкие проценты кредитных ставок.

Главный принцип ЭФС: для того, чтобы деньги были эффективными, они должны быть единственными.

Ответы на некоторые возражения.

Я не хочу здесь заниматься доказательствами реализуемости. Всё по частям уже имеется – нужно только собрать из деталей эффективную систему, заложив в неё возможности улучшений. Хочу только отметить один момент, который по моему опыту всегда поднимается противниками системы – надёжность. Оппоненты обычно начинают рассуждать о сложности передачи всех данных (на уровне покупки или продажи) в один общий центр, где стоит суперкомпьютер. Так вот, так строить систему конечно не следует. Система должна быть с распределённой обработкой данных. Центральный компьютер будет собирать уже результаты обработки или, в некоторых случаях, данные для отложенной обработки. Каждый региональный или производственный центр должен уметь вести самостоятельную обработку данных и принятия решений. Что касается защищённости системы от внешних проникновений, то это решаемо, но обсуждать специальные вопросы здесь не место. Существуют специальные защищённые системы денежного обмена между банками разных стран и они надёжно закрыты.

ЭСУ особенно подходит для большой страны по размерам и численности населения. Система должна развиваться как естественным путём, так и  по мере изменения требований и подходов к ней.

Есть главный тормоз, который не позволит быть в лидерах внедрения этой системы – либералы. Первым почувствовал опасность Г. Попов, который совершенно справедливо увидел прообраз системы в ОГАС (общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации). У либералов другой взгляд на жизнь, на экономику – бесконтрольную и вороватую. Им не нужно контроля со стороны государства. Я не раз сталкивался с ними при обсуждении вопросов, связанных с построением системы. Либералы всегда утверждают: такую систему построить невозможно. Согласен, пока они у власти - невозможно. Не буду перечислять все реализованные сложные системы, но вот уже вычислительная машина обыграла человека в Го, обсуждается организация транспорта без водителей в крупных городах. Рассмотренная система решает гораздо более простые задачи, но, м.б. более громоздкая. Вот и всё.

4. Что делать?

1. Разработать национальный компьютер и операционную систему для него. Компьютер собственного производства (начиная с микросхем) нужен не только для средств управления экономикой. Если говорить о средствах производства, то микросхемы, компьютер и программное обеспечение это – главное на новом экономическом укладе.

2. Разрабатывать компьютерную систему и программное обеспечение для реализации ГПК и ЭФС. Подготавливать кадры для обслуживания системы.

3. Разработать специальную деловую сеть для функционирования системы. Необходимо отвязать денежное обращение от той помойки, в которую превратился Интернет, да и надёжность работы от этого повысится.

4. Проводить эту работу необходимо в рамках государственного заказа, не ожидая инвестиций со стороны, которые на подобного рода работы не возникнут никогда. Если уж мы спускаем нефтедоллары на постоянное спасение банковской системы, то м.б. лучше их использовать для создания условий экономического скачка страны?

5. Имеющие опыт системщики всегда напоминают, что для создания системы нужен продуманный план создания системы как целого, а не отдельных её частей, которые потом пытаются увязать в единую систему.

Заключение.

Для чего нужна ЭСУ?

1. Обеспечение соблюдения законности при проведении денежных операций.

2. Исключение человеческого фактора из функций контроля.

3. Создание реального ценообразования с исключением влияния спекуляции на цены.

4. Защита внутреннего рынка от колебаний цен на сырьё, спекуляций и нестабильности на внешнем рынке.

5. Проведение эффективного контроля за экономическими процессами.

6. Точный расчёт денежного баланса страны. Возможность планирования развития с дефицитом платёжного баланса за счёт покрытия дефицита запуском новых производств.

7. Минимальные ставки в банковской системе (если она вообще будет нужна).

8. Исключение возможности воровских операций (финансовые пирамиды, торговля наркотиками, взятки и т. д.).

9. Эффективный контроль за госзаказами на уровне реализации проектов.

10. Обеспечение возможности пенсионных накоплений. Появление «длинных» денег, кредитов под долгосрочные проекты.

11. И многое другое.

Самое главное.

Описанная система позволяет решить главную идею России – идею справедливости. Никаким другим способом эта задача не решается.

 

 

Категория: Об экономике | Добавил: opmoney (07.03.2016)
Просмотров: 256
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz